Тунис храм воскресения христова


Церковь Воскресения Христова (город Тунис) — Азбука паломника

Тунис Тунис Тунис

Идёт загрузка карты…

{"format":"googlemaps3","type":"ROADMAP","minzoom":false,"maxzoom":false,"types":["ROADMAP","SATELLITE","HYBRID","TERRAIN"],"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","geoservice":"geonames","width":"auto","height":"350px","centre":{"text":"","title":"","link":"","lat":36.802147,"lon":10.185729,"icon":""},"title":"","label":"","icon":"","visitedicon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"wmsoverlay":false,"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"layers":[],"controls":["pan","zoom","type","scale","streetview"],"zoomstyle":"DEFAULT","typestyle":"DEFAULT","autoinfowindows":false,"resizable":false,"kmlrezoom":false,"poi":true,"markercluster":false,"clustergridsize":60,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clusteraveragecenter":true,"clusterminsize":5,"tilt":0,"imageoverlays":[],"kml":[],"gkml":[],"fusiontables":[],"searchmarkers":"","enablefullscreen":true,"showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[{"text":"\u003Cb\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%81)\" title=\"\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u0422\u0443\u043d\u0438\u0441)\"\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u0422\u0443\u043d\u0438\u0441)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\"/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\"\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430\u00a0\u2014 \u0445\u0440\u0430\u043c \u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d \u0432 1953\u20141956","title":"\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0412\u043e\u0441\u043a\u0440\u0435\u0441\u0435\u043d\u0438\u044f \u0425\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432\u0430 (\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434 \u0422\u0443\u043d\u0438\u0441)","link":"","lat":36.802147,"lon":10.185729,"icon":""}]}

Церковь Воскресения Христова — храм Русской Православной Церкви, построен в 1953—1956 в городе Тунис. Архитектор — Михаил Козмин (Козьмин).

История

В декабре 1920 года во французский военный порт Бизерту на побережье Туниса прибыла эскадра Черноморского флота России. Вместе с эскадрой в Тунис прибыли около 6000 русских беженцев, большинство из которых вскоре разъехались по другим странам. Первое время богослужения проводились в корабельной церкви, а затем в частных квартирах. В 1938 году в городе Бизерте на средства русской общины был построен первый православный храм Александра Невского.

В городе Тунисе русская община была более многочисленная, однако богослужения долгое время проводились в церкви, устроенной в помещении небольшого арабского дворца. Закладка первого камня собственного храма состоялась лишь в октябре 1953 года. Строительство храма велось на средства русской общины, значительную сумму пожертвовали и местные французские власти. Строительство обошлось в 5 млн. франков. В 1956 году храм Воскресения Христова был открыт и 10 июня освящён архиепископом Шанхайский Иоанном. Первым настоятелем храма стал иеромонах Митрофан (Едлинский-Мануйлов).

Одноглавый каменный храм построен в традициях псковской архитектуры по подобию церкви Покрова на Нерли. Автор проекта — архитектор Михаил Козмин (Козьмин), переехавший в Тунис в 1940-х годах. Инженером-строителем храма был В. Е. Лагодовский. Иконы и церковная утварь были перенесены в храм с русских кораблей: линкора «Генерал Алексеев», лёгкого крейсера «Кагул» и штабного судна «Георгий Победоносец». Кроме того, в храме есть иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы с кораблей, затопленных в 1854 году в Севастополе. Святыни храма — напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частица мощей святого священномученика Киприана Карфагенского.

Первоначально храм находился под юрисдикцией Русской православной церковью заграницей. В 1992 году после обращения прихожан было принято решение о принятии общины под юрисдикцию Московского Патриархата. С этого времени настоятелем храма является протоиерей Дмитрий Нецветаев.

Престольные праздники

Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата

Как добраться

Адрес: 12 Avenue Mohamed V - Tunis, Tunisie

Тел.: +216 71 336 429; факс: +216 71 336 429.

E-mail: [email protected]

azbyka.ru

Арабская сказка - Тунис. Церковь Воскресения Христова: ru_traveller

В прошлом репортаже о прогулке по столице Туниса, я обмолвился о Церкви Воскресения Христова — одном из двух крохотных островков Православия в этой далекой исламской стране. В связи с этим, посещение данного храма была одна из основных наших целей в Тунисе. Выйдя из автобуса мы первым делом пошли именно сюда, а лишь потом прогулялись по проспекту в сторону Медины.Как я уже писал, храм находится в самом центре города (адрес: Avenue Mohamed V, 12 Tunis), буквально в ста метрах от площади Мохаммеда Буазизи и центральной авеню Хабиба Бургибы. Сама по себе церковь относительно небольшая и теряется в тени высокого современного административного здания, поэтому ее практически невозможно увидеть с проспекта. Храм представляет собой красивое белоснежное здание, построенное по образцу древнего памятника русской архитектуры XII века — церкви Покрова на Нерли. Церковь имеет всего один купол, покрытый голубой глазурью и увенчанный золотым крестом.

Калитка забора вокруг церкви оказалась закрыта, что не удивительно, учитывая отношение местного населения к Христианству на их земле. Увидев нашу заинтересованность, к нам подошли два охранника — местных жителя, которые попросили немного подождать. Спустя пару минут к нам вышла женщина, представившаяся прихожанкой, смотрящей за храмом, так как настоятель был в отъезде, и любезно пригласила пройти внутрь. Каюсь, подзабыл имя этой доброй женщины.Храм на нас произвел сильное впечатление не только своим старинным и уникальным внутренним убранством, но и очень насыщенной и печальной историей, о которой хочу поведать вам.

Идет драматический 1920 год... Белая Армия терпит сокрушительные поражения на всех фронтах. Генерал Врангель спешно эвакуирует остатки частей Императорской армии из Крыма в Константинополь. Финансовую помощь в эвакуации оказывает Франция. Естественно, французам нужны гарантии, что им вернут затраченные суммы. В связи с этим они забирают все корабли в свою собственность и готовят к отправке в Тунис, находившегося под протекторатом Франции.

В состав созданной Русской эскадры входит 33 военных корабля Черноморского Императорского флота с флагманским линкором "Георгий Победоносец", а также транспортники. Командовать эскадрой назначается адмирал Михаил Александрович Кедров. Поход в тунисский порт Бизерта начинается в конце декабря 1920 года. На кораблях присутствуют порядка 6500 беженцев, среди которых офицеры, матросы, кадеты, священники, женщины и дети.

Благодаря усилиям главного священника Русской эскадры — прот. Георгия Спасского, французские власти разрешили организовать на тунисской земле православный приход. Сперва службы велись исключительно в корабельных церквях, затем в небольших церковках в лагерях беженцев.

В 1922 году часть православной общины перебралась в столицу — г. Тунис, где организовала на съемной квартире церковь Воскресения Христова. Внутренним убранством послужил иконостас, отдельные иконы и различная церковная утварь с линкора "Генерал Алексеев", крейсеров "Генерал Корнилов", "Кагул" и штабного корабля "Георгий Победоносец". Настоятелем домового храма был назначен прот. Константин Михайловский, служивший вплоть до своей кончины в 1942 году. После признания в 1924 году Францией Советского правительства, русская эскадра была расформирована и большая часть судов отправлена на металлолом. Офицеры задумались о том, как же увековечить память о русских кораблях?

И вот, в 1936 году, на средства пожертвованные различными организациями и властями Туниса, был куплен участок под строительство полноценного храма в г. Бизерте, торжественная закладка которого состоялась 10 октября 1937 года, а уже 10 сентября 1938 г. — малое освящение. Так, в далекой от Родины стране, появился первый полноценный Храм Великого князя Александра Невского, действующий и по сей день, и являющийся первым из двух православных храмов в стране.

Украшением храма послужил иконостас и Андреевский флаг на Царских Вратах, снятые с линкора "Георгий Победоносец", а на стене храма появились памятные доски с перечнем 33 кораблей и имен русских офицеров эскадры.

В 1940 году православная община эмигрантов задумалась о строительстве в камне второго храма — Церкви Воскресения Христова, на этот раз в столице. Получив разрешение властей Туниса и Франции, начался сбор средств. Для этого была зарегистрирована ассоциация "Православное общество церкви Воскресения Христова Туниса".

Однако, в 1942 году, фронт Второй Мировой войны добрался и до Туниса, поэтому строительство храма пришлось отложить на долгий срок.

В 1948 году будущему храму был выделен участок в одном из лучших районов города, а в начале октября 1953 года, под руководством главы Северо-Африканской епархии епископа Нафанаила (Львова), был заложен первый камень, а вместе с ним частица мощей священно мученика Киприана, епископа Карфагенского, знаменитого распространителя христианства на тунисской земле в III веке. Архитекторами выступили М.Ф. Козмин и В.Е. Лагодовский.

Почти через три года, в основном на средства русских эмигрантов, храм был достроен. В него была перенесена вся утварь и иконостас из домового храма Воскресения Христова в Медине Туниса. Из-за недостатка средств, храм остался не расписанным. Торжественное освящение произошло 10 июня 1956 года, которое совершил Преосвященный Иоанн (Максимович), епископ Шанхайский.

В этот же год была провозглашена независимость Туниса и многие эмигранты, имевшие французское гражданство, были вынуждены переехать во Францию. Среди них были и священники. Православная диаспора Туниса сократилось до нескольких семей. Службы вели в основном греческие священники. Содержать храмы и церковное имущество стало тяжело.

Несмотря на то, что, со временем, количество прихожан стало увеличиваться, в основном благодаря межнациональным бракам, в 80-е годы храм стоял практически на пороге уничтожения. Местные власти, под предлогом реконструкции старого города, попытались снести церковь.

В те же дни тунисская пресса написала об этих действиях властей: "Сегодня небольшая колония "белых" русских обеспокоена слухами по поводу сноса православной церкви, расположенной на авеню Мухаммеда 5-го… Как можно лишать этих пожилых людей, находящихся в течение долгих лет в изгнании, того единственного места, которое все еще связывает их с исчезнувшим прошлым?". За храм тогда попыталась вступиться самая активная прихожанка Полина Степановна Суходольская. Во многом благодаря именно ей в непростые для храма годы было сохранено церковное имущество. В разговоре с властями она обреченно произнесла: "По православному христианскому обычаю, усопших отпевают в церкви. Значит, я должна предупредить наших стариков, чтобы скорее умирали". Говорят, что именно эти слова спасли церковь от разрушения.

И лишь в 1990 году православные общины городов Тунис и Бизерта обратились с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II вывести их из юрисдикции Русской зарубежной церкви, и принять их в подчинение Московского Патриархата. Просьба была удовлетворена и через 2 года храм в Тунисе обрел своего постоянного настоятеля — Димитрия Дмитриевича Нецветаева, который служит в нем до настоящего времени. Отец Димитрий смог вдохнуть в храм новую жизнь и еще больше сплотить православных людей. Также в храме был проведен косметический ремонт.

Но, поговорим еще немного о внутреннем убранстве этого храма. Кроме больших старинных корабельных икон, церковных книг и колоколов, в храме имеются мемориальные доски. Две из них (на русском и французских языках) с именами погибших в 1939–1943 русских эмигрантов, воевавших на стороне Франции. Вторая повешена в 2002 году, в память о семи тысячах советских военнопленных, скончавшихся в Тунисе и Ливии в годы Второй мировой войны.В храме есть уникальные подсвечники и вазоны для цветов, сделанные из бывших корабельных гильз. Особо ценной реликвией в храме считается напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей мощей священно мученика Киприана епископа Карфагенского. Под небесно-голубым куполом храма висит красивая позолоченная люстра.

С прихожанкой храма мы общались довольно долго, так она интересно и душевно рассказывала со слезами на глазах. В этом месте была особая атмосфера, уходить не хотелось совершенно, но время было не на нашей стороне...

Нам надолго запомнится этот православный храм в тени африканских пальм, ставший духовным центром для многих русских эмигрантов, волею судеб попавших в чужую далекую страну, но не предавших культуру своей Родины и православную Веру!

ru-traveller.livejournal.com

Церковь Воскресения Христова. Тунис: hramy_ru

В прошлом репортаже о прогулке по столице Туниса, я обмолвился о Церкви Воскресения Христова — одном из двух крохотных островков Православия в этой далекой исламской стране. В связи с этим, посещение данного храма была одна из основных наших целей в Тунисе. Выйдя из автобуса мы первым делом пошли именно сюда, а лишь потом прогулялись по проспекту в сторону Медины.Как я уже писал, храм находится в самом центре города (адрес: Avenue Mohamed V, 12 Tunis), буквально в ста метрах от площади Мохаммеда Буазизи и центральной авеню Хабиба Бургибы. Сама по себе церковь относительно небольшая и теряется в тени высокого современного административного здания, поэтому ее практически невозможно увидеть с проспекта. Храм представляет собой красивое белоснежное здание, построенное по образцу древнего памятника русской архитектуры XII века — церкви Покрова на Нерли. Церковь имеет всего один купол, покрытый голубой глазурью и увенчанный золотым крестом.

Калитка забора вокруг церкви оказалась закрыта, что не удивительно, учитывая отношение местного населения к Христианству на их земле. Увидев нашу заинтересованность, к нам подошли два охранника — местных жителя, которые попросили немного подождать. Спустя пару минут к нам вышла женщина, представившаяся прихожанкой, смотрящей за храмом, так как настоятель был в отъезде, и любезно пригласила пройти внутрь. Каюсь, подзабыл имя этой доброй женщины.Храм на нас произвел сильное впечатление не только своим старинным и уникальным внутренним убранством, но и очень насыщенной и печальной историей, о которой хочу поведать вам.

Идет драматический 1920 год... Белая Армия терпит сокрушительные поражения на всех фронтах. Генерал Врангель спешно эвакуирует остатки частей Императорской армии из Крыма в Константинополь. Финансовую помощь в эвакуации оказывает Франция. Естественно, французам нужны гарантии, что им вернут затраченные суммы. В связи с этим они забирают все корабли в свою собственность и готовят к отправке в Тунис, находившегося под протекторатом Франции.

В состав созданной Русской эскадры входит 33 военных корабля Черноморского Императорского флота с флагманским линкором "Георгий Победоносец", а также транспортники. Командовать эскадрой назначается адмирал Михаил Александрович Кедров. Поход в тунисский порт Бизерта начинается в конце декабря 1920 года. На кораблях присутствуют порядка 6500 беженцев, среди которых офицеры, матросы, кадеты, священники, женщины и дети.

Благодаря усилиям главного священника Русской эскадры — прот. Георгия Спасского, французские власти разрешили организовать на тунисской земле православный приход. Сперва службы велись исключительно в корабельных церквях, затем в небольших церковках в лагерях беженцев.

В 1922 году часть православной общины перебралась в столицу — г. Тунис, где организовала на съемной квартире церковь Воскресения Христова. Внутренним убранством послужил иконостас, отдельные иконы и различная церковная утварь с линкора "Генерал Алексеев", крейсеров "Генерал Корнилов", "Кагул" и штабного корабля "Георгий Победоносец". Настоятелем домового храма был назначен прот. Константин Михайловский, служивший вплоть до своей кончины в 1942 году. После признания в 1924 году Францией Советского правительства, русская эскадра была расформирована и большая часть судов отправлена на металлолом. Офицеры задумались о том, как же увековечить память о русских кораблях?

И вот, в 1936 году, на средства пожертвованные различными организациями и властями Туниса, был куплен участок под строительство полноценного храма в г. Бизерте, торжественная закладка которого состоялась 10 октября 1937 года, а уже 10 сентября 1938 г. — малое освящение. Так, в далекой от Родины стране, появился первый полноценный Храм Великого князя Александра Невского, действующий и по сей день, и являющийся первым из двух православных храмов в стране.

Украшением храма послужил иконостас и Андреевский флаг на Царских Вратах, снятые с линкора "Георгий Победоносец", а на стене храма появились памятные доски с перечнем 33 кораблей и имен русских офицеров эскадры.

В 1940 году православная община эмигрантов задумалась о строительстве в камне второго храма — Церкви Воскресения Христова, на этот раз в столице. Получив разрешение властей Туниса и Франции, начался сбор средств. Для этого была зарегистрирована ассоциация "Православное общество церкви Воскресения Христова Туниса".

Однако, в 1942 году, фронт Второй Мировой войны добрался и до Туниса, поэтому строительство храма пришлось отложить на долгий срок.

В 1948 году будущему храму был выделен участок в одном из лучших районов города, а в начале октября 1953 года, под руководством главы Северо-Африканской епархии епископа Нафанаила (Львова), был заложен первый камень, а вместе с ним частица мощей священно мученика Киприана, епископа Карфагенского, знаменитого распространителя христианства на тунисской земле в III веке. Архитекторами выступили М.Ф. Козмин и В.Е. Лагодовский.

Почти через три года, в основном на средства русских эмигрантов, храм был достроен. В него была перенесена вся утварь и иконостас из домового храма Воскресения Христова в Медине Туниса. Из-за недостатка средств, храм остался не расписанным. Торжественное освящение произошло 10 июня 1956 года, которое совершил Преосвященный Иоанн (Максимович), епископ Шанхайский.

В этот же год была провозглашена независимость Туниса и многие эмигранты, имевшие французское гражданство, были вынуждены переехать во Францию. Среди них были и священники. Православная диаспора Туниса сократилось до нескольких семей. Службы вели в основном греческие священники. Содержать храмы и церковное имущество стало тяжело.

Несмотря на то, что, со временем, количество прихожан стало увеличиваться, в основном благодаря межнациональным бракам, в 80-е годы храм стоял практически на пороге уничтожения. Местные власти, под предлогом реконструкции старого города, попытались снести церковь.

В те же дни тунисская пресса написала об этих действиях властей: "Сегодня небольшая колония "белых" русских обеспокоена слухами по поводу сноса православной церкви, расположенной на авеню Мухаммеда 5-го… Как можно лишать этих пожилых людей, находящихся в течение долгих лет в изгнании, того единственного места, которое все еще связывает их с исчезнувшим прошлым?". За храм тогда попыталась вступиться самая активная прихожанка Полина Степановна Суходольская. Во многом благодаря именно ей в непростые для храма годы было сохранено церковное имущество. В разговоре с властями она обреченно произнесла: "По православному христианскому обычаю, усопших отпевают в церкви. Значит, я должна предупредить наших стариков, чтобы скорее умирали". Говорят, что именно эти слова спасли церковь от разрушения.

И лишь в 1990 году православные общины городов Тунис и Бизерта обратились с просьбой к Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II вывести их из юрисдикции Русской зарубежной церкви, и принять их в подчинение Московского Патриархата. Просьба была удовлетворена и через 2 года храм в Тунисе обрел своего постоянного настоятеля — Димитрия Дмитриевича Нецветаева, который служит в нем до настоящего времени. Отец Димитрий смог вдохнуть в храм новую жизнь и еще больше сплотить православных людей. Также в храме был проведен косметический ремонт.

Но, поговорим еще немного о внутреннем убранстве этого храма. Кроме больших старинных корабельных икон, церковных книг и колоколов, в храме имеются мемориальные доски. Две из них (на русском и французских языках) с именами погибших в 1939–1943 русских эмигрантов, воевавших на стороне Франции. Вторая повешена в 2002 году, в память о семи тысячах советских военнопленных, скончавшихся в Тунисе и Ливии в годы Второй мировой войны.В храме есть уникальные подсвечники и вазоны для цветов, сделанные из бывших корабельных гильз. Особо ценной реликвией в храме считается напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей мощей священно мученика Киприана епископа Карфагенского. Под небесно-голубым куполом храма висит красивая позолоченная люстра.

С прихожанкой храма мы общались довольно долго, так она интересно и душевно рассказывала со слезами на глазах. В этом месте была особая атмосфера, уходить не хотелось совершенно, но время было не на нашей стороне...

Нам надолго запомнится этот православный храм в тени африканских пальм, ставший духовным центром для многих русских эмигрантов, волею судеб попавших в чужую далекую страну, но не предавших культуру своей Родины и православную Веру!

hramy-ru.livejournal.com

Описание Воскресенской церкви в г. Тунис

Описание Воскресенской церкви в г. Тунис

Церковь Воскресения Христова, вторая русская православная церковь на территории страны, была построена в середине 1950-х годов русскими эмигрантами "первой волны", пришедшими в Бизерту зимой 1920-1921 годов на кораблях Русской эскадры, покинувшей Крым с остатками армии Врангеля. Шесть тысяч русских беженцев составили первую русскую диаспору Туниса. Однако к середине 1920-х годов от них уже останется не более тысячи человек.

Первое время церковные службы проходили на кораблях. Когда люди стали перебираться с кораблей на берег, начались поиски помещения для проведения богослужений. Так, приблизительно в 1922 г. в доме N 60 по улице Сельер в арабской Медине г. Туниса была оборудована домашняя церковь, получившая название Воскресения Христова. Сюда же привезли иконостас и церковную утварь с кораблей. Долгие годы настоятелем церкви был отец Константин Михайловский. В октябре 1924 г., после роспуска Русской эскадры, корабельная церковь Св. Георгия Победоносца была перенесена в снятую в Бизерте квартиру на улице Анжу.

Шло время. Постепенно русские эмигранты начали задумываться о строительстве настоящего храма. Данная мысль стала обретать реальную форму в конце 1920-х годов, когда корабли Русской эскадры пошли на слом. Среди русских возникла прекрасная мысль - увековечить память кораблей, благодаря которым в ужасные дни крымской эвакуации десятки тысяч русских беженцев смогли спасти свои жизни. В 1930 г. создается Комитет по сооружению в Бизерте памятника-часовни Русской эскадре, который объявил о сборе средств на строительство храма. Добровольные пожертвования стали стекаться со всех уголков мира. 10 октября 1937 г. состоялась торжественная закладка храма-памятника кораблям Русской эскадры. Он строился по проекту и под руководством военного инженера, полковника Императорской армии Н.С. Сухаржевского (1878-1954), который взял за образец традиции средневековых зодчих суздальских и вологодских земель. В середине 1938 г. было совершено торжественное освящение храма Пресвятого Александра Невского в Бизерте.Большинство русских, связавших свою жизнь с Тунисом, проживали в столице. Именно поэтому здесь в середине 1950-х годов начинаетсявозведение второго русского православного храма, получившего название Воскресения Христова. Торжественная закладка первого камня была осуществлена в октябре 1953 г. Под него была помещена частица мощей священномученика Киприана, епископа Карфагенского, знаменитого распространителя христианства на тунисской земле в III веке. В храм переносятся иконы и утварь из бывшего церковного помещения на улице Сельер. Церковь Воскресения Христова была построена по проекту русского архитектора М.Ф. Козмина (1901-1999), приехавшего в Тунис в середине 1940-х годов. Прообразом нового храма стал строгий и величественный стиль русской средневековой архитектуры.

Инженером-строителем храма был В.Е. Лагодовский (1895-1983), прибывший в Тунис с Русской эскадрой. 10 июня 1956 г. состоялосьторжественное освящение храма Воскресения Христова в Тунисе, которое совершил Преосвященный Иоанн, епископ Шанхайский.Гостеприимна тунисская земля, однако с каждым годом русская диаспора редела. После признания Францией 20 марта 1956 г. независимости Туниса многие русские покидают страну. Постепенно русский православный приход, находившийся под юрисдикцией Русской зарубежной церкви, приходит в запустение: последний священник покидает Тунис в 1962 г. Приходят в запустение церкви. Немногочисленная община "белых" русских пытается спасти храмы и церковную утварь. Особенно остро встает этот вопрос в начале 80-х годов, когда тунисские власти под предлогом реконструкции старого города попытались разрушить церковь Воскресения Христова. Местная пресса писала: "Сегодня небольшая колония "белых" русских обеспокоена слухами по поводу сноса православной церкви, расположенной на авеню Мухаммеда 5-го... Как можно лишать этих пожилых людей, находящихся в течение долгих лет в изгнании, того единственного места, которое все еще связывает их с исчезнувшим прошлым?". Во время беседы с представителями властных структур староста храма П.С. Суходольская обречено произнесла: "По православному христианскому обычаю, усопших отпевают в церкви. Значит, я должна предупредить наших стариков, чтобы скорее умирали".

Возможно, эти ее слова и стали решающими: храм остался нетронутым.

Источник:   http://www.spbda.ru/news/a-666.html

palomniki.su

Храм Воскресения Христова (Тунис) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Координаты: 36°48′08″ с. ш. 10°11′09″ в. д. / 36.802147° с. ш. 10.185729° в. д. / 36.802147; 10.185729 (G) [www.openstreetmap.org/?mlat=36.802147&mlon=10.185729&zoom=17 (O)] (Я)

Храм Воскресения Христова — храм Русской православной церкви в городе Тунисе. Построен в 1953—1956 годах по проекту архитектора Михаила Козмина (Козьмина)[1]. Освящён во имя Воскресения Христова.

История

В декабре 1920 года во французский военный порт Бизерту на побережье Туниса прибыла эскадра Черноморского флота России. Вместе с эскадрой в Тунис прибыли около 6000 русских беженцев, большинство из которых вскоре разъехались по другим странам. Первое время богослужения проводились в корабельной церкви, а затем в частных квартирах. В 1938 году в городе Бизерте на средства русской общины был построен первый православный храм Александра Невского[2].

В городе Тунисе русская община была более многочисленная, однако богослужения долгое время проводились в церкви, устроенной в помещении небольшого арабского дворца[2]. Закладка первого камня собственного храма состоялась лишь в октябре 1953 года. Строительство храма велось на средства русской общины, значительную сумму пожертвовали и местные французские власти. Строительство обошлось в 5 млн. франков[3]. В 1956 году храм Воскресения Христова был открыт и 10 июня освящён архиепископом Шанхайский Иоанном[1]. Первым настоятелем храма стал иеромонах Митрофан (Едлинский-Мануйлов)[3].

Одноглавый каменный храм построен в традициях псковской архитектуры по подобию церкви Покрова на Нерли. Автор проекта — архитектор Михаил Козмин (Козьмин), переехавший в Тунис в 1940-х годах. Инженером-строителем храма был В. Е. Лагодовский. Иконы и церковная утварь были перенесены в храм с русских кораблей: линкора «Генерал Алексеев», лёгкого крейсера «Кагул» и штабного судна «Георгий Победоносец». Кроме того, в храме есть иконы Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы с кораблей, затопленных в 1854 году в Севастополе. Святыни храма — напрестольный крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частица мощей святого священномученика Киприана Карфагенского[3].

Первоначально храм находился под юрисдикцией Русской православной церковью заграницей. В 1992 году после обращения прихожан было принято решение о принятии общины под юрисдикцию Московского Патриархата. С этого времени настоятелем храма является протоиерей Дмитрий Нецветаев[1][4].

Напишите отзыв о статье "Храм Воскресения Христова (Тунис)"

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 [www.pravoslavie.ru/news/17671.htm Православная община Туниса отпраздновала 50-летний юбилей храма Воскресения Христова]. Православие.Ru (12 июня 2006). Проверено 26 апреля 2015.
  2. ↑ 1 2 Русская колония в Тунисе 1920-2000 / Сост. К.В.Махров. — Русский путь, 2008. — С. 172. — ISBN 978-5-85887-299-3.
  3. ↑ 1 2 3 Православная община в Тунисе // New review. — New Review, Incorporated, 2008. — Вып. 252-253. — С. 285-286.
  4. ↑ [www.patriarchia.ru/db/text/1324890.html Зарубежные учреждения Московского Патриархата]. Официальный сайт Московской Патриархии. Проверено 26 апреля 2015.

Ссылки

  • [drevo-info.ru/articles/17966.html Тунсский Воскресенский храм]. drevo-info.ru. Проверено 26 апреля 2015.

Отрывок, характеризующий Храм Воскресения Христова (Тунис)

– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям. Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера. – А обо мне что говорить? – сказал Пьер, распуская свой рот в беззаботную, веселую улыбку. – Что я такое? Je suis un batard [Я незаконный сын!] – И он вдруг багрово покраснел. Видно было, что он сделал большое усилие, чтобы сказать это. – Sans nom, sans fortune… [Без имени, без состояния…] И что ж, право… – Но он не сказал, что право . – Я cвободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать. Я хотел серьезно посоветоваться с вами. Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, всё таки выражалось сознание своего превосходства. – Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё… – Que voulez vous, mon cher, – сказал Пьер, пожимая плечами, – les femmes, mon cher, les femmes! [Что вы хотите, дорогой мой, женщины, дорогой мой, женщины!] – Не понимаю, – отвечал Андрей. – Les femmes comme il faut, [Порядочные женщины,] это другое дело; но les femmes Курагина, les femmes et le vin, [женщины Курагина, женщины и вино,] не понимаю! Пьер жил y князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля, того самого, которого для исправления собирались женить на сестре князя Андрея. – Знаете что, – сказал Пьер, как будто ему пришла неожиданно счастливая мысль, – серьезно, я давно это думал. С этою жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать. Голова болит, денег нет. Нынче он меня звал, я не поеду. – Дай мне честное слово, что ты не будешь ездить? – Честное слово!

Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера. «Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину. Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик. Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя. Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого. – Держу за Стивенса сто! – кричал один. – Смотри не поддерживать! – кричал другой. – Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин. – Ну, бросьте Мишку, тут пари. – Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый. – Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.

wiki-org.ru


Смотрите также