Кайруан в тунисе


Кайруан - это... Что такое Кайруан?

(от араб. Kairuwan, «военный лагерь»), второй по размерам и населению город в Тунисе в 67 км от Средиземного моря. Религиозный центр Туниса. Административный центр Кайруанского вилайета (губернаторства). Население – 150 тыс. жителей (2003). История. Основан ок. 670 арабским полководцем Окбой ибн Нафи, соратником пророка Мухаммеда, во время похода в византийские владения в Северной Африке (Карфагенский экзархат). Построен как опорный пункт для защиты завоеванных земель от кочевников-берберов вдали от моря, контролируемого византийским флотом. Согласно легенде, Окба ибн Нафи метнул копье, и в месте его падения нашел золотую чашу, которую за несколько лет до этого потерял в священном колодце Замзам в Мекке; из земли забила вода, и было решено разбить здесь постоянный военный лагерь и возвести мечеть. В 688–689 Кайруан был разорен берберами, но затем восстановлен и стал резиденцией арабских наместников Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир), выполняя одновременно роль военной крепости и места отправления культа. В 8 в. оказался ареной многочисленных восстаний и борьбы религиозных партий (суннитов, шиитов и хариджитов). Йазид ибн Хатим (наместник с 772) реконструировал Великую мечеть и создал специальные рынки (суки) отдельно для каждого ремесла; получил прозвище «второго основателя города». Ок. 800 Кайруан стал столицей автономного княжества Ифрикия. При династии Аглабидов (800–909) пережил эпоху расцвета. Превратился в священный для суннитов город и одновременно в важный пункт транзитной торговли и в крупный научный и культурный центр. Был местом притяжения как мусульманских, так и немусульманских мигрантов (особенно иудеев). Особую славу принесли ему школа малекитского права и основанная Исхаком ибн Имраном медицинская школа. Благодаря сооружению водонапорной башни и цистерн (от них сохранился «бассейн Аглабидов») была решена проблема обеспечения жителей города питьевой водой. С приходом к власти династии Фатимидов Кайруан потерял статус столицы (910). В 972 Фатимиды, захватившие Египет, назначили правителем Ифрикии Булуггина ибн Зина, основавшего династию Зиридов (972–1148). В середине 1040-х Зириды провозгласили независимость от Фатимидов и снова сделали Кайруан своей столицей. В 1057 город был разграблен во время набега на Ифрикию египетских бедуинов, организованного Фатимидами, и с этого времени, окончательно утратив положение политического центра Магриба, начал приходить в упадок. Особое запустение наступило при Хафсидах (1228–1574). Сильный удар по его экономике нанесло изгнание из него всех немусульман (1270-е); до 1881 «неверные» не имели права находиться в городе ночью, а днем они могли входить туда только по специальному разрешению властей. После установления османского господства в Тунисе (1574) Кайруан сохранил статус священного города. В конце 16–17 вв. сильно пострадал от военных действий между турками и испанцами. В начале 18 в. был восстановлен фактически из руин Хусейном ибн Али, основателем династии Хусейнидов (1705–1881). Несмотря на новый период смут в середине 18 в., к 1780-м превратился во второй по значению город Туниса. После захвата страны французами (1881) оказался одним из очагов сопротивления колонизаторам. Во время Второй мировой войны был захвачен немцами (ноябрь 1942); освобожден англичанами 10 апреля 1943. С 1956 – в составе Туниса. Североафриканская Мекка. Кайруан считается мусульманами четвертым после Мекки, Медины и Иерусалима священным городом, одним из четырех врат рая. В нем 85 храмовых сооружений. Семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку. Главными святынями являются Великая мечеть, Завия Сиди Сахби, Завия Сиди Абид эль-Гариани, колодец Бир Барута. Великая мечеть (мечеть Сиди Окба), возведенная в 671, неоднократно перестраивалась (695, 723, 774, 836, 862, 875). В своем нынешнем виде она восходит к 9 в., хотя самая древняя ее часть – михраб (молитвенная ниша, обращенная к Мекке) – датируется еще концом 7 в. Храмовый комплекс включает молитвенный зал, внутренний двор с портиками и солнечными часами, минарет и внешние стены (в раннее средневековье они выполняли роль крепостных). Мечеть построена по модели мечети Омейядов в Дамаске, но с некоторыми отличиями. Молитвенное помещение представляет собой не трехнефную базилику, а колонный зал в форме неправильного четырехугольника, состоящего из 17 нефов; мраморные колонны (их более 400) украшены капителями римского и византийского происхождения. Четырехугольный минарет, возведенный ок. 730, считается самым древним в мире (первые мечети не имели минаретов), он состоит из трех ярусов, его высота – 31,5 м, площадь основания – 10,7 кв. км; предполагают, что образцом для него послужил Александрийский маяк. Завия Сиди Сахби, или «Мечеть цирюльника», – мавзолей одного из соратников Мухаммеда, в котором хранится прядь волос пророка. Мавзолейный комплекс, восходящий к раннему средневековью и реконструированный в 17 в. (в стиле Альгамбры в Гренаде), представляет собой череду внутренних двориков и богато декорированных залов, над которыми возвышается квадратный минарет. Другой известный мавзолей – Завия Сиди Абид эль-Гариани, построен в 15 в.; в нем покоится прах прославленного мусульманского святого. Недалеко от него находится колодец Бир Барута, вырытый, по преданию, на месте, куда вонзилось копье Окбы ибн Нафи; он занимает первый этаж одного из домов Кайруана; механизм для подачи воды приводится в действие верблюдом. Современный Кайруан. Кайруан ныне состоит из двух частей – Старого города (медины), окруженного крепостной стеной начала 18 в., и выросшего рядом с ней Нового города европейского типа. Медина сохранила свой древний облик; оживленный проспект Бельхауан, главная торговая артерия Кайруана, контрастирует с тихими узкими арабскими улочками остальной части медины. Город еще с 9 в. славится своими ремеслами – производством ковров, кожаных изделий (от верблюжьих седел до арабских туфель) и изделий из меди (чаши, подносы, вазы с изысканной чеканкой и гравировкой). Мировую известность ему принесли знаменитые узелковые ковры из чистой шерсти; их отличительные признаки – естественные шерстяные цвета, геометрический орнамент, широкая кайма из параллельных полос и ромб из цветов в центре. В кустарном производстве занято ок. 40% жителей. В последнее время развиваются текстильная (верхняя одежда) и пищевая индустрия, добыча камня и мрамора. В городе более 80 промышленных предприятий. Благосостояние горожан, однако, зависит прежде всего от туристов и паломников. Функционирует несколько музеев: Музей Востока, Музей Окбы, Музей Аглабидов, Национальный музей исламского искусства, Дворец ковров. В городе 40 детских садов, 307 начальных школ, 50 лицеев и коллежей и 5 высших учебных заведений. Начальное образование имеют 92% жителей, среднее – 52%. Система здравоохранения развита слабо (одна региональная больница, одна клиника, 49 аптек); один врач приходится на 2633 жителя. Из известных деятелей российской культуры Кайруан посещали поэты Андрей Белый и Николай Гумилев. Иван Кривушин ЛИТЕРАТУРА Solignac M. Recherches sur les installations hydrauliques de Kairouan et des steppes tunisiennes du VIIe au XI siècle J. C. Alger, 1953 Жюльен Ш. А. История Северной Африки. Т. 2, М., 1961 Sebag P. La Grande Mosquée de Kairouan. Zurich, 1963 Harrazi N. Chapiteaux de la grande Mosquée de Kairouan. Tunis, 1982 Тунис: путеводитель. М.; Мюнхен, 1999 Encyclopedia of Islam and the Muslim world. New York, 2004. Vol. 1.

dic.academic.ru

***Кайруан Священный город. Тунис. Путеводитель с мини-разговорником

***Кайруан

Священный город

Ряд чудесных событий указал арабскому военачальнику Окбе ибн-Нафи в 670 г. место посреди степей центральной части Туниса, где он разбил свой лагерь и тем самым стал основателем будущего Кайруана. Сегодня Кайруан насчитывает 100 000 жителей. Важнейшей отраслью является поддерживаемое государством производство ковров, дающее средства для существования многим женщинам и девочкам Туниса.

История

Уже через 100 лет после основания Кайруан (Kairouan) стал главным городом новой арабской провинции Ифрикии (Северная Африка). Из базы военных действий против Византии, крепости, контролировавшей побережье, а также против укрепившихся в ближайших горах берберов после победы арабов Кайруан превратился в один из четырех священных городов ислама. Семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку. В этом степном селении династия Аглабидов построила большую мечеть, окружила его кирпичной оборонительной стеной и заложила в нем бассейны для воды.

Однако уже в X в. Фатимиды избрали своей резиденцией Махдию, расположенную на побережье, вследствие чего Кайруан потерял свое хозяйственное значение для страны и его место занял Тунис. Но свое религиозное значение город, ставший игрушкой в руках враждующих между собой племен, все же сохранил. Сегодня он – торговый центр региона и важный туристический объект.

Осмотр города

Отправным пунктом для осмотра города является бюро ONTT на Av.dela Republique, рядом с бассейнами Аглабидов. Здесь туристы должны будут подписать заявление, в котором они обязуются с уважением относиться к статусу священного города и его мечетей. За 2 динара туристы получают единый билет, дающий право на посещение всех достопримечательностей города.

Рядом с бюро ONTT находится огороженный стеной бассейн Аглабидов, многоугольный водоем, сооруженный в IX в. для снабжения города водой. Отсюда на юг к городской стене Медины и к касбе ведет Av.Ibn-Jazzar.

Двигаясь от касбы вдоль городской) стены на восток, можно прийти к самому важному и священному месту Кайруана – ***мечети Сиди Окба или Большой мечети. По внешнему виду благодаря кирпичной стене со сторожевой башней она производит впечатление крепости. Внутренний двор, доступ в который разрешен и немусульманам, украшен только античными колоннами окружающих его аркад и вестибюля, а также резьбой на 17 порталах, ведущих в молитвенный зал. Основанная Окбой ибн-Нафи мечеть неоднократно перестраивалась. В своем современном виде она была, в сущности, заново сооружена в IX в. при Аглабидах. С тех пор каждый более или менее значительный властитель достраивал что-либо новое. В 1972 г. в результате обширных реставрационных работ мечети Аглабидов было возвращено ее исходное состояние. В молитвенном зале находится деревянный минбар – самый ранний образец мусульманских кафедр; михраб выложен драгоценными изразцами из Багдада. В XI в. в мечети была установлена максура – деревянная ограда, которая изолировала правителя от молящихся. Среди данного типа сооружений кайруанская максура считается самой знаменитой в Северной Африке. Настоящий лес из античных колонн поддерживает перекрытия молитвенного зала и купол над михрабом. Однако всю эту красоту удается увидеть лишь мельком, через случайно приоткрытые створки дверей.

(График работы: ежедн., кроме пт. и праздн. дн., 7.30-14.00, летом 8.00-14.30)

Вокруг мечети процветает торговля коврами: здесь «ковровая мафия» облегчает кошельки туристов. Если турист захочет что-нибудь здесь купить, то ему сначала следует прочесть наши рекомендации в разделе "Приобретение ковров".

По узеньким улицам, минуя мастерские ремесленников и мелкие лавочки, можно выйти к жемчужине мавритано-андалусской архитектуры, к сожалению, все более и более приходящей в упадок, – к *мечети Трех дверей (Djamaa Tleta Bibane). Богатый андалусский купец основал маленькую мечеть в 866 г. Примечателен ее фасад, сформированный тремя арками. Единственным украшением портала является фриз с куфическими письменами. К сожалению, ветхие створки дверей портят впечатление.

Неподалеку от мечети находится второй по важности объект паломничества – источник Вир Барута (Bir Barouta). Согласно легендам он каким-то таинственным образом связан со священным источником Зем-Зем в Мекке. Именно в нем Окба ибн-Нафи якобы обнаружил золотую чашу, утерянную ранее в священном городе Его воде приписывается целебная сила. Вода от источника подавалась с помощью водяного колеса, приводимого в действие ходящим по кругу белым дромадером с завязанными глазами. Недалеко от источника находятся массивные ворота Баб эш-Шуада, через которые можно вернуться из Медины в новый город.

До следующего объекта – мечети Брадобрея можно либо добраться на такси, либо прогуляться через медину обратно к касбе и по Av.el-Moizz подойти к **мечети Брадобрея (Ваrbier тоschee) с мавзолеем Сиди Сахаба (zaouia Sidi Sahab). Мавзолей Сиди Сахаба был построен в XIV в. и неоднократно перестраивался и расширялся в XVII и XIX вв. при османском владычестве. Он предстает перед посетителями настоящим фейерверком тунисского искусства керамики Вокруг могилы брадобрея Пророка возникла завил (мавзолей) – центр религиозного братства со спальными и жилыми помещениями для его членов и паломников, а также медресе для религиозного обучения. Основные помещения, вестибюли, внутренние дворы и проходы завии – все выложено цветными изразцами, а внутренняя поверхность куполов отделана изящной резьбой по стуку. Настоящее имя святого было Абу Джам эль-Балави. Прозвище «Сиди Сахаб» («Спутник») он получил, поскольку сопровождал Пророка Мухаммада. Свое название мечеть Брадобрея получила из-за хранившейся реликвии: трех волосков из бороды Пророка.

(График работы: ежедн. 7.30-18.00)

В Реккаде, примерно в 7 км от города, по дороге в Сфакс, в бывшем дворце президента Бургибы разместился ****Национальный музей исламского искусства с одной из самых красивых и ценных коллекций в Северной Африке.

(График работы: ежедн., кроме пн., зимой 9.00– 15.30, летом 8.00-14.00)

Практические советы

Информация:

ONTT, Av. de la Republique (около бассейнов Аглабидов)

тел.: 07/22 04 52.

Приобретение единого билета для посещения всех исламских памятников. Информационные брошюры. Здесь следует нанять настоящего гида (цена около 7TD) – ни в одной другой медине зазывалы и самозваные гиды не действуют на нервы так, как здесь.

Автобус:Тунис, Сус, Сфакс, Габес, Сбейтла, Тозёр, Мактар.

Проживание:

Continental,

напротив ONTT,

Тел.: 07/22 11 35.

Обозначенный тремя звездами отель в лучшем случае заслуживает только две.ОО

Amina,

route de Tunis,

тел.: 07/22 65 55.

Недавно открывшийся современный отель на 124 места. ОО

Питание:

Farouz,

av. Belhaouane.

Недорогой, хороший ресторан в медине. ОО

Le Roi du Couscous,

Place Ali Zaovaovi.

тел.: 07/22 12 37.

Кус-кус и прочая тунисская специфика.ОО

Le Flore,

route de tunis,

Тел.: 07/22 08 47.

Недалеко от отеля «Amina», стандартная обстановка, принимает группы. ОО

Приобретение ковров

В Тунисе Кайруан слывет «городом ковров»: магазины предлагают широчайший выбор самых разнообразных ковров со всех концов страны. Правда, здесь производят только «кайруан» – узелковый ковер, который впервые появился в Тунисе в XIX в. под влиянием турецких методов ковроткачества.

Сегодня при содействии ONAT (Национальное бюро тунисских ремесленников) тысячи женщин заняты в производстве узелковых ковров. В противоположность «тонким» коврам из Турции и Ирана настоящий «кайруан» должен быть «жестким», от 100 000 до 200 000 узелков на м2 (1000-2000 на дм2 ). Узоры на коврах, следуя старым восточным образцам, составляют из медальонов и изображений вьющихся растений.

Традиционный «килим» изготавливается на станке. Существует множество видов и форм ковров «килим»: все онибогато украшены узорами в традициях берберских племен. Самый известный из них – «мергум», который ткут в Габесе; узор «мергума» представляет собой орнамент из мелких треугольников, ромбов и линий. Дальше на запад, в Джериде, геометрический орнамент сменяется фигурным: стилизованные газели и верблюды, пряжки – фибулы и «пятерня», или «Рука Фатимы» (почти всегда на красном фоне). Единственный традиционный тунисский узелковый ковер – это «гтифа», узкий и очень длинный ковер, который стелят на пол или на землю в богатых домах или хозяйствах кочевников. С изменением жизни кочевников и их переходом к оседлому образу жизни искусство изготовления этих ковров все более забывается.

Ковры аттестуются ONAT и им же назначается рыночная цена. Ковры «кайруан» подразделяются на категории в соответствии с плотностью узелков.

Укрепленный с изнанки ковра ярлык с указанием цены следует считать принадлежащим ONAT только тогда, когда он снабжен соответствующей пломбой. Вместо подлинных ярлыков недобросовестные продавцы часто используют фальшивки, на которых указана более высокая цена.

О цене можно вести переговоры, конечно не в том случае, когда запрашиваемая продавцом цена на 100% превосходит предполагаемую окончательную. При известном умении и обещании уплатить наличными вполне можно добиться скидки до 20%. При оплате с помощью кредитной карточки торговцы дают чаще всего минимальную скидку.

В ковровых лавках нередко предлагают отослать товар в Европу. При покупке надлежит внимательно следить за тем, чтобы все данные о купленном ковре были внесены в договор куплипродажи. Во избежание неприятных сюрпризов по приезде домой нужно непременно записать регистрационный номер по реестру ONAT. Обычно ковры упаковываются на глазах у клиента и пломбируются.

При всем желании избежать подвоха со стороны продавца все-таки не следует упускать из виду возможность насладиться самой атмосферой процесса торговли. Так, например, сначала продавец может приказать подать чай или прохладительные напитки и только затем с надлежащей драматичностью начинает расстилать свои ковры перед покупателем.

Заметим, что то лицо из персонала, которое без конца будет давать вам советы как руководитель, чаще всего – подставное лицо. Настоящий хозяин держится в стороне и отдает команды своим служащим с помощью условных знаков или мимики.

Обозначены на карте:

1. Мечеть Сиди Окба

2. Мечеть Трех Дверей

3. Вир Барута

4. Мечеть Брадобрея

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Древняя столица Восточного Магриба (Кайруан, Тунис)

На пересечении торговых путей, в равном отдалении как от византийцев, грозивших напасть с моря, так и от берберов, готовившихся к атакам с гор в 668 году на место будущего города приехал Окба ибн Нафи (предводитель исламских завоевателей) и к своему удивлению обнаружил в источнике золотую чашу, якобы потерянную за несколько лет до этого в Мекке…

Кайруан включили в обязательное посещение в двухдневной экскурсии в Сахару. Есть он и в виде отдельной экскурсии. Гиды догадываетесь какие молодцы? Ага, так и есть. В отеле гид сказал: «да нечего там особо делать, и он у вас в «Сахаре» будет». Гид в автобусе: «Кайруан древний…(монотон сливающийся с шумом автобуса) … ковры… ковры… магазин ковров здесь, и если кому интересно — на крыше магазина смотровая площадка, там видно мечеть. Погулять можно, но не долго, жду всех в автобусе в …». Красивые ковры. В мечеть мы вдвоем пошли.Посмотрела я что у нас на Турбине написано о Кайруане. Посмотрела, что интернет рассказывает о нём… Загрустила:). Честно, расстроилась. И… решила не отступать от традиций, но! уделить этому городу чуть больше личного внимания. Фактически я видела только магазин ковров, крышу магазина ковров, и одну мечеть. Зато самую старую и самую первую и самую главную. И больше ни-че-го… Итак, интернетноличный рассказ понемногу обо всём в этом древнем городе.

…такое могло произойти только в святом месте. Выбор был сделан. И в IX веке Кайруан становится столицей государства. Это был роскошный город. Долгое время Кайруан был важнейшим религиозным центром страны (в городе 85 мечетей, вознесших к небу четырехгранные башни минаретов).

Крепостной вал, отреставрированный и перестроенный, простоял почти 900 лет. Он был построен в 1052 году, затем отремонтирован в 1712 г., и затем опять частично разрушен (потребовался камень для сооружения пристани). Напротив бассейнов и мечети Барбер находятся тройные Тунисские ворота, которые ведут в медину.

В Кайруане находится первая мечеть, построенная арабами на территории Магриба. Она носит имя их предводителя Сиди Окба.

Хороший вид на мечеть открывается с крыши соседнего магазина ковров на улице Окба ибн Нафаа.

К IX веку мечеть обрела свой современный вид, но каждый властитель отдавал приказ достроить что-либо новое. В 695 году перестроена, расширена в 743, разрушена в 774 и, наконец, в 836 отстроена заново Зийядат-Аллахом. Затем ряд реконструкций в 1025, 1294, 1618 и 1970-72 (к 1300-летнему юбилею города) годах. В 1972 г. реставраторы постарались возвратить ее первоначальное состояние (звучит сомнительно, но остаётся только верить наслово). Ранее служила также крепостью, в которой жители города скрывались от нападений византийцев и берберов. Режим работы: ежедневно, кроме пятницы и праздничных дней, 7:30-14:00, летом 8:00-14:30. Мусульмане могут войти в мечеть через девять различных ворот. Немусульманам разрешен вход через главные ворота на улице Окба ибн Нафаа при соблюдении соответствующей формы одежды (вроде бы получить можно у входа. Мы, видимо, были вполне достойно одеты).

слева вход через главные ворота на улице Окба ибн Нафаа

Внутренний двор выложен мраморными плитами и украшен античными колоннами (всего 400) окружающих его аркад, а также резьбой на 17 порталах, ведущих в молитвенный зал. Колонны и капители, изготовлены из римских руин Карфагена и Сусса (в другом источнике — колонны из Рима и Византии, по преданию, колонны были получены от Шарлеманя в обмен на останки святого Киприана). В молитвенный зал нельзя входить немусульманам, но можно осторожно заглянуть внутрь.

В портике перед входом в молитвенный зал мусульмане, сняв обувь, выполняют ритуальные омовения. Сооружение с красивыми резными деревянными дверями венчает круглый купол (IX век). Немусульман в эту дверь не пускают, но вход остается открытым, и можно увидеть в проеме интерьер, состоящий из 17 проходов с 414 античными колоннами из мрамора. Зал освещается люстрами, весь пол и основания колонн покрыты коврами.

В молитвенном зале находится деревянный минбар — самый ранний образец мусульманских кафедр; михраб выложен драгоценными изразцами из Багдада. В XI в. в мечети была установлена максура — деревянная ограда, которая изолировала правителя от молящихся. Среди данного типа сооружений кайруанская максура считается самой знаменитой в Северной Африке. Строительство минарета было завершено в 836 году. Высота постройки составляет 104 м., на 128 ступенях его лестницы изображена библейская рыбка. Интересен тот факт, что халиф Хишам использовал под строительство исламской святыни уже существовавшую площадку, которая образовалась вследствие разрушения некогда существовавшего на этом месте христианско-византийского поселения. Раскопки, проведенные группой итальянских специалистов в 1968 году, подтвердили эту гипотезу, а также то, что минарет имеет один из самых старых фундаментов. Время от времени разрешается подняться по длинной лестнице на минарет и оценить красоту панорамы. И по сей день эта самая старая мечеть, является центром паломничества мусульман Северной Африки.

Мусульманское кладбище. На магометанском кладбище, по правилам, вообще не должно было быть надгробий — могила должна быть не выше, чем холм выкопанной земли и пару камней, чтобы дикие звери не добрались до тела. Но в дальнейшем, деление на богатых и бедных и аристократические традиции повлияли на внешний облик мусульманских кладбищ. У очень зажиточных и известных персон при захоронении появляются мавзолеи или гробницы-усыпальницы, а у простых смертных — камни в виде трапеций, прямоугольных плит и полукруглых арок. Тем не менее, их всё-равно нельзя было штукатурить, красить или украшать. Скромность — главное правило.

Мечеть Трех дверей (Djamaa Tleta Bibane). Вариант «Мечеть трех врат» мне нравится больше. Богатый андалузский купец основал маленькую мечеть в 866 г. Примечателен ее фасад, сформированный тремя арками. Единственным украшением портала является фриз с куфическими письменами.

Мечеть Брадобрея (Barbiermoschee), завия Сиди Сахаб (Zaouia Sidi Sahab). Говорят. Что это, пожалуй, самая красивая мечеть Кайруана с поразительной архитектурой внутреннего двора и молельного зала. Одна из немногих не ограничена в посещении. Мавзолей Сиди Сахаб был построен в XIV в. и неоднократно перестраивался и расширялся в XVII и XIX вв. при османском владычестве. Здесь можно увидеть всё мастерство тунисского искусства керамики. Вокруг могилы Брадобрея пророка возникла завия — центр религиозного братства. Это комплекс из коридоров, двориков и комнат для учеников медресе. Главный внутренний двор отделан изразцами и резьбой по камню, а само надгробие Сиди Захиба задрапировано бело-зеленым флагом с изображениями Мекки. Основные помещения, вестибюли, внутренние дворы и проходы завии — все выложено цветными изразцами, а внутренняя поверхность куполов отделана изящной резьбой по стуку. Кстати, настоящее имя святого было Абу Джам-эль-Балави. Прозвище Сиди Сахаб ('спутник') он получил, поскольку сопровождал пророка Мухаммеда. Свое название мечеть Брадобрея получила из-за хранившейся реликвии: трех волосков из бороды пророка. Интересно понаблюдать за паломнической жизнью внутри. Здесь всегда очень много маленьких детей, которых приводят для благословения.

Мавзолей Сиди Амор-Аббада, построен в 19 веке. В наши дни это музей. Здесь похоронен простой кузнец, который пугал жителей Кайруана зловещими предсказаниями, за что был ими весьма почитаем. Кузнец предсказывал, что «три огромные змеи, покрытые чешуей и изрыгающие железо и огонь, окружат Кайруан своими кольцами и, не обнаружив защитников, проникнут в город в наказание за бесчисленные грехи, совершенные много веков назад». Местные жители считают, что это пророчество исполнилось в 1943 году, когда танки армии союзников вошли в Медину города. Вообще-то по жизни Сиди Амор Аббада делал мебель и прочие предметы быта, которыми, правда, нельзя было пользоваться из-за гротескно больших размеров. Сейчас они составляют экспозицию музея и сопровождаются инструкциями, записанными со слов кузнеца. В мавзолее выставлены огромный меч, который «должен защищать, но не убивать», огромный ключ, который «может повернуть только Аллах», и красивая деревянная и кованая мебель. А к восточной стене медины до сих пор прикованы два огромных якоря, подаренные кузнецом городу, чтобы не дать Кайруану улететь на небо. Вот тут я прям совершенно расстроена, что не видела работы этого «чудика»… С остальным я готова как-то смириться, но ЭТО надо увидеть! Правда же?

Еще одна достопримечательность города — бассейны аглабитов. Эти водохранилища на окарине города были построены в золотую эпоху Кайруана, когда город был столицей Туниса. С помощью акведука и подземных приспособлений они обеспечивали город питьевой водой. В 1969 году одному большому и одному маленькому бассейнам был возвращен первоначальный вид, еще два были раскопаны, но не реставрированы, предполагается, что еще несколько бассейнов находятся под землей. Сейчас это тихое и приятное место для прогулок. Ну да, о главном к этому абзацу:) : Аглабиды – это арабская династия, правившая Ифрикией в 800 — 909 гг. Правители династии Аглабидов носили титул амира. Начиная с 827, Аглабиды завоевали Сицилию, а позднее — Калабрию. Династия Аглабидов пала в результате шиитского восстания. Так что да, бассейны достойны внимания:).

Сейчас Кайруан довольно оживлен, но жизнь здесь во многом традиционная. Одна из этих традиций – плетение ковров, которые вручную изготовляют местные девушки. Ковер, выделанный кайруанскими мастерами, можно считать вечным. Вам не удастся пройти мимо коврового магазина или лавки, обязательно уговорят зайти во внутрь, покажут, как плетут ковры, затем посадят, предложат чашечку чая или кофе и устроят демонстрацию узелковых изделий. Даже если Вам удастся отговориться от покупки, посмотреть на это все же стоит. Так же в Кайруане производят изделия из кожи и меди. Древний уклад процветает и на маленьком но подвижном базаре в медине. Старый центр города самый колоритный в Тунисе. В медину Баб эш-Шухада («Врата мучеников») ведут несколько ворот, за которыми открывается пространство переплетенных улиц и священных мечетей. В самом сердце медины находится легендарный колодец Бир-Барута, крыша которого покрыта зеленой керамической плиткой, здесь и была найдена золотая чаша из Мекки. Поднявшись на второй этаж можно попробовать священной воды, которую доставляют из колодца с помощью древних механизмов и верблюда. Говорят кафе у колодца очень популярно. Может хоть там кофе сварили бы нормальный? :) впрочем, зеленый чай явно будет хорош, и лучше не эксперементировать с кофе. В Италии он всё равно лучше :). И еще я не пробовала местных печенек! Второй мощный повод (после музея чуднОго кузнеца) приехать в Кайруан. Есть здесь традиционное печенье «макруд» из зерна грубого помола, оливкового масла, медового сиропа и фиников. В городе действуют несколько «макрудных» домов, каждый выпускает печенье с собственным патентованным логотипом. А ещё в день рождения пророка Магомета в Кайруане проходит исламский праздник Мулед (пир, в котором придерживающиеся строгой религиозности мусульмане не участвуют). Я нашла две версии названия города. Одна — Кайруан, значит «караван», вторая — Кайруан строился как лагерь для арабского войска на случай отступления и его название происходит от арабского «аль-Карауан» — «лагерь».Что не вызывает сомнений, так это то, что Кайруан — четвёртый по значимости город исламского мира после Мекки, Медины и Иерусалима. И то, что город привлекателен тем, что здесь очень гармонично переплелись в единое целое старина и современность. Здесь можно посетить различные мечети, которые действуют, а не представляют собой пыльные закрытые музеи.До Кайруана можно добраться наземным транспортом — на маршрутках-луажах или автобусах. И конечно, на такси. В принципе, такси в Тунисе не очень дорогое. Ближайшие курорты — Сусс, Монастир и Хаммамет. А ближайший к городу аэропорт находится в Энфиде (около 80 км). Туристический офис ONTT расположен на avenue de la Republique, рядом с бассейнами Аглабидов, напротив отеля Continental. Часы работы: ежедневно, 8:00–17:00. Здесь можно приобрести единый билет на посещение всех достопримечательностей города стоимостью 8 динар. Еще встречала информацию, что билеты в некоторые мечети стоят 2 динара. Достоверно могу сказать, что в мечети Сиди Окба нам продали билет за 8 динар, конечно единый, туда входит посещение мавзолея чудика-кузнеца Сиди Амор-Аббада, musee Rakkada (я не нашла информации при таком буквосочетании, просто точно переписала, может вам что-то известно), бассейны аглабитов, мавзолей Сиди Абид, Сиди Сахаб и плюс 1 динар дополнительно за фото.Кажется многовато получилось. Но я получила огромное удовольствие от поиска информации и создания такого вот словесного коллажа из моих и не моих слов. Я благодарна тем людям, которые разместили на различных сайтах информацию о Кайруане. Надеюсь они не будут в обиде, что я воспользовалась их мнением. Так же надеюсь, что прочтя (спасибо, что до конца! Честно-честно. Тут много слов и сложно удерживать внимание) эти строки вы примите решение обязательно посмотреть этот город. И чудесно проведете время, бродя по древнему городу. Ну и последняя, прям цитата:

… Кайруан похож на город из арабских легенд: каменные стены с высокими башнями, тяжелые ворота на кованых петлях, римские колонны, обрамляющие тесные улочки и ветер, который поднимает в воздух столбы желтой пыли. Суровый облик Кайруана напоминает о бесчисленных битвах, во время которых город практически превращался в руины…

turbina.ru

КАЙРУАН | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи
КАЙРУАН

КАЙРУАН (от араб. Kairuwan, «военный лагерь»), второй по размерам и населению город в Тунисе в 67 км от Средиземного моря. Религиозный центр Туниса. Административный центр Кайруанского вилайета (губернаторства). Население – 150 тыс. жителей (2003).

История.

Основан ок. 670 арабским полководцем Окбой ибн Нафи, соратником пророка Мухаммеда, во время похода в византийские владения в Северной Африке (Карфагенский экзархат). Построен как опорный пункт для защиты завоеванных земель от кочевников-берберов вдали от моря, контролируемого византийским флотом. Согласно легенде, Окба ибн Нафи метнул копье, и в месте его падения нашел золотую чашу, которую за несколько лет до этого потерял в священном колодце Замзам в Мекке; из земли забила вода, и было решено разбить здесь постоянный военный лагерь и возвести мечеть.

В 688–689 Кайруан был разорен берберами, но затем восстановлен и стал резиденцией арабских наместников Ифрикии (совр. Тунис и Восточный Алжир), выполняя одновременно роль военной крепости и места отправления культа. В 8 в. оказался ареной многочисленных восстаний и борьбы религиозных партий (суннитов, шиитов и хариджитов). Йазид ибн Хатим (наместник с 772) реконструировал Великую мечеть и создал специальные рынки (суки) отдельно для каждого ремесла; получил прозвище «второго основателя города».

Ок. 800 Кайруан стал столицей автономного княжества Ифрикия. При династии Аглабидов (800–909) пережил эпоху расцвета. Превратился в священный для суннитов город и одновременно в важный пункт транзитной торговли и в крупный научный и культурный центр. Был местом притяжения как мусульманских, так и немусульманских мигрантов (особенно иудеев). Особую славу принесли ему школа малекитского права и основанная Исхаком ибн Имраном медицинская школа. Благодаря сооружению водонапорной башни и цистерн (от них сохранился «бассейн Аглабидов») была решена проблема обеспечения жителей города питьевой водой.

С приходом к власти династии Фатимидов Кайруан потерял статус столицы (910). В 972 Фатимиды, захватившие Египет, назначили правителем Ифрикии Булуггина ибн Зина, основавшего династию Зиридов (972–1148). В середине 1040-х Зириды провозгласили независимость от Фатимидов и снова сделали Кайруан своей столицей. В 1057 город был разграблен во время набега на Ифрикию египетских бедуинов, организованного Фатимидами, и с этого времени, окончательно утратив положение политического центра Магриба, начал приходить в упадок. Особое запустение наступило при Хафсидах (1228–1574). Сильный удар по его экономике нанесло изгнание из него всех немусульман (1270-е); до 1881 «неверные» не имели права находиться в городе ночью, а днем они могли входить туда только по специальному разрешению властей. После установления османского господства в Тунисе (1574) Кайруан сохранил статус священного города. В конце 16–17 вв. сильно пострадал от военных действий между турками и испанцами. В начале 18 в. был восстановлен фактически из руин Хусейном ибн Али, основателем династии Хусейнидов (1705–1881). Несмотря на новый период смут в середине 18 в., к 1780-м превратился во второй по значению город Туниса. После захвата страны французами (1881) оказался одним из очагов сопротивления колонизаторам. Во время Второй мировой войны был захвачен немцами (ноябрь 1942); освобожден англичанами 10 апреля 1943. С 1956 – в составе Туниса.

Североафриканская Мекка.

Кайруан считается мусульманами четвертым после Мекки, Медины и Иерусалима священным городом, одним из четырех врат рая. В нем 85 храмовых сооружений. Семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку. Главными святынями являются Великая мечеть, Завия Сиди Сахби, Завия Сиди Абид эль-Гариани, колодец Бир Барута.

Великая мечеть (мечеть Сиди Окба), возведенная в 671, неоднократно перестраивалась (695, 723, 774, 836, 862, 875). В своем нынешнем виде она восходит к 9 в., хотя самая древняя ее часть – михраб (молитвенная ниша, обращенная к Мекке) – датируется еще концом 7 в. Храмовый комплекс включает молитвенный зал, внутренний двор с портиками и солнечными часами, минарет и внешние стены (в раннее средневековье они выполняли роль крепостных). Мечеть построена по модели мечети Омейядов в Дамаске, но с некоторыми отличиями. Молитвенное помещение представляет собой не трехнефную базилику, а колонный зал в форме неправильного четырехугольника, состоящего из 17 нефов; мраморные колонны (их более 400) украшены капителями римского и византийского происхождения. Четырехугольный минарет, возведенный ок. 730, считается самым древним в мире (первые мечети не имели минаретов), он состоит из трех ярусов, его высота – 31,5 м, площадь основания – 10,7 кв. км; предполагают, что образцом для него послужил Александрийский маяк.

Завия Сиди Сахби, или «Мечеть цирюльника», – мавзолей одного из соратников Мухаммеда, в котором хранится прядь волос пророка. Мавзолейный комплекс, восходящий к раннему средневековью и реконструированный в 17 в. (в стиле Альгамбры в Гренаде), представляет собой череду внутренних двориков и богато декорированных залов, над которыми возвышается квадратный минарет.

Другой известный мавзолей – Завия Сиди Абид эль-Гариани, построен в 15 в.; в нем покоится прах прославленного мусульманского святого. Недалеко от него находится колодец Бир Барута, вырытый, по преданию, на месте, куда вонзилось копье Окбы ибн Нафи; он занимает первый этаж одного из домов Кайруана; механизм для подачи воды приводится в действие верблюдом.

Современный Кайруан.

Кайруан ныне состоит из двух частей – Старого города (медины), окруженного крепостной стеной начала 18 в., и выросшего рядом с ней Нового города европейского типа. Медина сохранила свой древний облик; оживленный проспект Бельхауан, главная торговая артерия Кайруана, контрастирует с тихими узкими арабскими улочками остальной части медины.

Город еще с 9 в. славится своими ремеслами – производством ковров, кожаных изделий (от верблюжьих седел до арабских туфель) и изделий из меди (чаши, подносы, вазы с изысканной чеканкой и гравировкой). Мировую известность ему принесли знаменитые узелковые ковры из чистой шерсти; их отличительные признаки – естественные шерстяные цвета, геометрический орнамент, широкая кайма из параллельных полос и ромб из цветов в центре. В кустарном производстве занято ок. 40% жителей.

В последнее время развиваются текстильная (верхняя одежда) и пищевая индустрия, добыча камня и мрамора. В городе более 80 промышленных предприятий. Благосостояние горожан, однако, зависит прежде всего от туристов и паломников.

Функционирует несколько музеев: Музей Востока, Музей Окбы, Музей Аглабидов, Национальный музей исламского искусства, Дворец ковров.

В городе 40 детских садов, 307 начальных школ, 50 лицеев и коллежей и 5 высших учебных заведений. Начальное образование имеют 92% жителей, среднее – 52%. Система здравоохранения развита слабо (одна региональная больница, одна клиника, 49 аптек); один врач приходится на 2633 жителя.

Из известных деятелей российской культуры Кайруан посещали поэты Андрей Белый и Николай Гумилев.

Иван Кривушин

Литература

Solignac M. Recherches sur les installations hydrauliques de Kairouan et des steppes tunisiennes du VIIe au XI siècle J. C. Alger, 1953Жюльен Ш. А. История Северной Африки. Т. 2, М., 1961Sebag P. La Grande Mosquée de Kairouan. Zurich, 1963Harrazi N. Chapiteaux de la grande Mosquée de Kairouan. Tunis, 1982Тунис: путеводитель. М.; Мюнхен, 1999Encyclopedia of Islam and the Muslim world. New York, 2004. Vol. 1.

www.krugosvet.ru

Кайруан – самый священный город Магриба в Тунисе

Изначально Кайруан создавался как военный лагерь и место отдыха для караванов, но вскоре город превратился в столицу и значимый центр государственности и культуры.

Кайруан – первый исламский город в Магрибе. До сегодняшних дней он сохранил свой духовный традиционный арабский облик. Изначально город создавали как военный лагерь и место отдыха для караванов. Но вскоре он превратился в столицу и значимый центр государственности и культуры. Благодаря богатой истории и множеству древних мечетей Кайруан включили в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Добраться до духовного дома всех жителей Туниса, который занимает четвертое место по религиозной значимости после Мекки, Медины и Иерусалима, можно за полчаса езды из Суса (расстояние – 61 км). С Сусом Кайруан соединен шоссе и железной дорогой. Вы попадете в сказочный бежево-золотой город с самобытной исламской культурой, которая ведет свою историю с 13 века.

Большая мечеть Сиди Окба в Кайруане

Самое известное здание Кайруана – Большая мечеть или мечеть Сиди Окба (так звали основателя города). Она привлекает мусульманских паломников со всего мира. Считается, что 7 посещений этой мечети может заменить паломничество в Мекку, которое должен хоть раз в жизни совершить каждый мусульманин.

Представителям других религий разрешено находиться во дворе мечети, из которого виден превосходный молитвенный зал. С момента основания (672 г.) Большую мечеть несколько раз перестраивали. Современный облик она приобрела в 9 веке. Один из минаретов построен в 8 веке. Это самый древний минарет во всей северной Африки.

Доминанта мечети – высокий купол четырехугольного минарета высотой 60 метров. Чтобы подняться наверх, нужно преодолеть 129 ступенек. На противоположной стороне расположен молитвенный зал. Войти в него можно через 17 гигантских дверей, отделанных деревом. Арочный потолок подпирает 600 римских и византийских колон, созданных из древних руин. Молитвенная ниша (михраб) выложена блестящей плиткой, привезенной в Кайруан в 9 веке из Багдада. Место для проповедей датируется 862 годом и является самым древним в исламской архитектуре.

Внутренний двор мечети с трех сторон окружает арочная колоннада. Большинство арок поддерживают колонны из различных античных доисламских зданий. Посреди двора находятся солнечные часы, показывающие время молитвы. Вся площадь двора выложена мрамором.

Древний колодец Бир Барута

Если Большая мечеть восхищает своим великолепием, то колодец Бир Барута 8 века на улице Rue des Cuirs привлекает внимание необычайностью. Его построили на том месте, где, по легенде, конь выкопал потерянную золотую чашу из Мекки. Считается, что бьет ключ из того же источника, на котором построен священный колодец Замзам в Мекке.

Если подняться по крутой лестнице на первый этаж неприметного дома, в небольшом помещении вы увидите круглый колодец и украшенного верблюда. За час он несколько раз обходит колодец и поднимает ведро с водой. Этот туристический аттракцион говорит о том, насколько ценной была в городе пресная вода.

Система водостока 9 века

Неподалеку от городских стен находится 15 водных резервуаров, построенных в 9 веке. Площадь самого большого из них – 128 метров. Он вмещает в себя до 50 000 м³ воды. Резервуары наполняли не только дождевой водой, но и привозили в них воду с гор, расположенных в 36 км от города. Архитектором самого известного водопроводного сооружения арабского Средневековья был раб Халаф. За этот проект его освободили и наградили щедрыми дарами.

Уличная торговля

На улицах Кайруана сотни торговых лавок и магазинов, в которых можно купить все: от кожаных изделий до цветной керамики, золотых и серебряных украшений, парфюмерии и приправ. Здесь вы можете бесконечно упражняться в искусстве торга. В торговом квартале вы попадете в особую атмосферу, которая перенесет вас на пару веков назад.

Город лучших ковров

Кайруан славится ткачеством, поэтому посещение магазина ковров должно войти в обязательную программу каждого туриста. Выбор ковров здесь огромный. Они отличаются по мягкости и количеству узелков на квадратном метре. В обычных коврах их от 10 до 40 тысяч, в мягких – от 50 до 90 тысяч, а в самых мягких – от 150 до 500 тысяч. В шелковых коврах может быть более 500 тысяч узелков.

Больше всего ценятся плюшевые ковры ручной работы с традиционным кайруанским дизайном. Такие ковры делают в оттенках натуральной шерсти и украшают широкой каймой параллельных полос с геометрическими узорами. В центре ковра – крупный ромб с цветами. Местные ткацкие фабрики разнообразят основную схему всевозможными узорами и цветами, которые в сочетании представляют образцы гармонии и элегантности.

Обязательно зайдите в любую ковровую лавку, и вы побываете в настоящем театре, какого вы не увидите ни в одном современном магазине. Вас посадят за столик, предложат мятный чай и начнут разворачивать перед вами один ковер за другим. За минуту перед вами будет лежать уже несколько десятков ковров. От такой красоты разбегаются глаза. Как тут не купить ковер, когда продавец еще и снижает цену! Даже если вы заходили в магазин просто из любопытства, то домой поедете с аккуратно упакованным ковром, купленным по невероятно выгодной цене.

Традиционные чайные

Когда вы устанете от жары, посетите традиционную чайную. Там вы сможете попить отличный чай, кофе и покурить кальян. Если вам захочется отдохнуть в роскошной обстановке, зайдите в старую крепость Касба на улице Ibn El Jazzar. Сейчас в крепости размещен первоклассный отель Hotel de la Kasbach, в котором бывшая темница стала современной кофейней.

Амфитеатр Эль Джем: африканский Колизей

В заключение экскурсии посетите римский амфитеатр Эль Джем в округе Кайруана, рассчитанный на 30 тысяч человек. Это лучше всего сохранившийся античный памятник во всей северной Африке. В отличие от Колизея, здесь мало туристов, и вы сможете спокойно насладиться величественным строением.

Подготовлено в сотрудничестве с журналом MenHouse.

420on.cz

Кайруан для туриста | Тунис

Кайруан- город в Тунисе, четвертый по святости город ислама. Город имеет древнейшие корни, он основан в 670 году. Один из древнейших городов в своем роде.Климат в Кайруане тропический, вполне обычный для географического положения этого населенного пунктаИсходя из древности города можно отметить, что здесь существует множество исторических памятников, из них следует отметить основные, наиболее значимые:-В первую очередь к таким памятникам относится множество мечетей, которые не смотря на свою древность, сохранились и на сегодняшний день. В их числе Соборная мечеть Кайруана, которая была заложена вместе с самим городом в 670 году. Почти через 500 лет эта мечеть пострадала от набега кочевников. К наиболее значимым в этом городе мечетям так же можно отнести Мечеть Брадобрея, которая выглядит как музей арабского искусства.-Водохранилища Аглабидов – из-за проблем с водой в городе, в 867 году Абу Ибрагим Ахмад выстроил гидротехническое сооружение, которое на сегодняшний день считается одним из лучших гидротехнических сооружений средних веков. До наших дней, к сожалению, сохранились только два бассейна.- Источник Бир Рута – многие историки, изучавшие достопримечательности Кайруана отмечают, что это старейший источник в городе, вода в нем кристально чистая. Туристы, решившие отправиться туда, могут беспрепятственно и бесплатно напиться из этого источника.Кроме нескончаемых мечетей, и других древних построек, в этом городе есть еще несколько довольно занимательных мест, которые не обходил еще стороной, пожалуй ни один турист побывавший здесь. Эти места - многочисленные ковровые лавки, которые расположены по всему Кайруану. В этих лавках, заинтересовавшийся турист может как приобрести тот или иной ковер, так и просто посмотреть на то, как эти ковры шьются, какие разновидности их бывают, и многое другое. В общем, посетивший этот город человек имеет шанс досконально изучить искусство изготовления местных ковров, которые известны на сегодняшний день во всем мире, благодаря своему колориту и красоте.Попасть в Кайруан можно через Тунис, авиабилеты в данный город продаются практически в любой авиакассе нашей страны.

Достопримечательности

Мечеть Брадобрея

В старом городе Кайруана находится Мечеть Брадобрея. Здесь похоронен Абу Джама эль-Балави (Сиди Захиб) - личный парикмахер пророка Мухаммеда. Считается, что в усыпальнице хранится величайшая реликвия – три волоска из бороды Пророка. Внутренние помещения, вестибюли, дворы и проходы усыпальницы вылож... Подробнее →

Большие ворота Баб эш-Шуада

Из нового города в старый, медину, можно попасть через большие ворота Баб   эш-Шуада. Справа от них находится гробница (зауйя) Сиди эль-Гарьяни. А неподалеку – жизненноважный источник Кайруана - колодец Бир Барута.... Подробнее →

Мечеть Сиди Окба (Большая мечеть)

Сиди Окба – самая древняя мечеть Кайруана. Она была построена в  670 г. и была небольшой по площади. Однако в дальнейшем несколько раз перестраивалась и расширялась. Сегодня это четырехугольное сооружение, длина параллельных стен достигает 120 метров. Скупая внешняя архитектура делает мечеть больше ... Подробнее →

Мечеть Трех дверей

Одно из самых значимых культовых сооружений старого города Кайруана - Мечеть Трех Дверей. Она была построена в 866 году на деньги богатого испанского купца Мухаммеда ибн Харуна аль-Мафири. Основная особенность мечети – три двери, в одну из которых полагалось входить мужчинам, в другую – женщинам, в ... Подробнее →

Бассейн Аглабидов

Династия Аглабидов, правившая в 9 веке, оставила в память о себе настоящее чудо инженерной и строительной мысли – огромные резервуары для хранения воды. Для засушливого Кaйруана эти бассейны были настоящим спасением. До наших дней сохранились лишь 2 резервуара – всего же, считается, их было не меньш... Подробнее →

Смотреть все достопримечательности →

Фотографии

miroved.com

Большая мечеть или мечеть Сиди Укбы (Кайруан, Тунис) » mahalla1.ru

The Great Mosque or Mosque of Uqba (Kairouan, Tunisia)

 

В каждом городе Туниса есть большая мечеть, но Большая мечеть Кайруана является важнейшей из всех. Кайруан – самый священный город мусульман Туниса и иногда четвёртый по святости город Ислама (после Мекки и Медины в Саудовской Аравии и Иерусалима в Израиле). Великая мечеть считается старейшей святыней и самой важной мечетью мусульманского Запада. Внесённая с 13 марта 1912 года в список охраняемых исторических памятников в Тунисе, в 1988 году она, как и весь город Кайруан, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Кайруан, что значит «караван», в средние века являлся столицей до ее переноса в город Тунис. Первая мечеть Кайруана была построена в 670 году, вскоре после прихода арабов-мусульман в Северную Африку. Храм заложил основатель города Сиди Укба, поэтому комплекс также известен как мечеть Сиди Укба. Нынешнее здание построил эмир Абу Ибрагим Ахмад в 863 году.

 

На протяжении веков Большая мечеть Кайруана служила местом паломничества для выходцев из Северной Африки, которые не могли осуществить долгую поездку в Мекку. По народному поверью, семь поездок в Кайруан стоили одного посещения Мекки.

 

Внешне Большая мечеть Кайруана, обнесенная высокими стенами, напоминает мощную средневековую  крепость. У входа сразу впечатляет квадратная башня-минарет. Мусульмане могут войти в мечеть через девять различных ворот. Немусульманам разрешён вход через главные ворота на улице Укба ибн Нафаа при соблюдении соответствующей формы одежды (получить можно у входа).

 

Мечеть Сиди-Укба – одна из немногих исламских святынь, в которые разрешен доступ немусульманам. Известный французский романист Ги де Мопассан, посетивший Кайруан в 1889 году, был очарован красотой мечети. Он писал: «Только три религиозных сооружения в мире вызвали у меня эмоции, подобные тем, что пробудил во мне этот удивительный варварский памятник: аббатство Мон-Сен-Мишель, собор Сан-Марко в Венеции и Палатинская часовня в Палермо… Кочевники, едва способные возводить стены, придя в страну, покрытую поднимающимися тут и там величественными руинами, оставленными их предшественниками, возвели рядом с ними обитель для своего Бога, ни на что не похожую, отвечавшую их собственным представлениям о красоте, сооруженную из фрагментов построек разрушенных городов, но столь же совершенную, как творения самых великих зодчих».

 

История строительства и архитектура мечети

Строительство здания соборной мечети Кайруана относят к 670 году. В этот год арабский полководец Укба ибн Нафи заложил в пустынной местности город-лагерь Кайруан (аль-Кайраван). Его название переводится как «караванная стоянка». После смерти Укба обрёл ореол мусульманского праведника. Освященное традицией, его имя навсегда закрепилось за Большой мечетью города. Город стал резиденцией наместника Омейядов в мусульманской Африке. Обретя святыню, Кайруан стал оплотом ислама в Северной Африке, а статус столицы североафриканской провинции Халифата сделал его центром мусульманского богословия, учёности и культуры.

 

Первоначально здание мечети было небольшим. В 724 году была произведена первая реконструкция, когда на престол взошел омейядский халиф Хишам. Он приказал купить землю около здания и включить её в территорию мечети. Тогда же в комплексе был построен минарет, перестроенный в 836 году, который на данный момент остается древнейшим сохранившимся в исламском мире сооружением этого рода. Омейядская мечеть Сиди Укба была намного меньше современной, и таким образом, минарет должен был находиться вне его стен. Насколько известно, в первые столетия ислама минареты предпочитали строить как отдельно стоящие здания рядом с мечетями, хотя и в неразрывном ансамбле с ними.

 

Несколькими десятилетиями позже наместник Аббасидов разрушил то, что было сделано Омейядами, и возвёл в 773-774 годах новое здание мечети, сохранив из уважения к памяти Сиди Укбы лишь минарет и михраб.

 

Во времена правления Аглабидов мечеть Сиди Укба пережила несколько этапов строительства и обрела то величие, которое сохраняет до сих пор. Решительным изменением своей конструкции и размерам она обязана амбициям эмира Зийадат Аллаха I, который правил в 817-838 годы. После перестройки в 836 году длина мечети составляла 220 локтей, а ширина 150 локтей. Её размеры приблизились к размерам существующего поныне здания. Мечеть получила молитвенный зал, подобный каменной роще, в котором в тот момент насчитывалось около 400 колонн. И тогда же был создан новый великолепный михраб из белого мрамора, покрытого ажурной резьбой. В 1970 году один из европейских исследователей обнаружил старый михраб, искусно высеченный из камня внутри макусуры, где он использовался в качестве двери.

 

Михраб Кайруанской мечети является одним из самых замечательных памятников исламского монументально-декоративного искусства. Большая сводчатая ниша михраба, глубиной около 2 метров, шириной более 1,5 метров и высотой 4,5 метра, в плане образует подкову.

 

На высоту 2,7 метра, до свода, вогнутая поверхность ниши обшита 28 панелями белого мрамора, украшенного рельефной и ажурной резьбой и равномерно размещенными одна под другой в четырех регистрах, разделенных горизонтальными и вертикальными бордюрами. Рельефная надпись под верхним регистром цитирует суру 112 суру Священного Корана «аль-Ихлас» («Очищение»), выражающее символ веры мусульман: «Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рождён, и не был Ему равным не один»». В центральные панели всех четырёх регистров вписаны рельефные изображения декоративной арки-ниши со стволом в виде раковины-пальметты на приземистых витых колонках. Остальные панели заполнены разными, не повторяющими одна другую орнаментальными композициями.

 

Исследователи выяснили, что сложенная из кирпича стена позади михраба, соприкасаясь с ним по краям, повторяет его вогнутую форму и что отверстиям в ажурных мраморных панелях соответствуют устроенные в стене полые углубления. Усиливая контраст света и тени, они делают рисунок мраморных рельефов подчеркнуто четким, графически двухцветным.

 

Подобный половине купола, свод ниши обшит деревянными планками, расписанными по грунтованному темному фону золотым орнаментом из повторяющихся мотивов вьющейся виноградной лозы. В основании свода пролегает широкая лента венчающего мраморную облицовку ниши бордюра, украшенного цепочкой ромбов из поставленных на угол расписанных квадратных изразцов. Это напоминает описание первого михраба в Мечети Пророка в Медине.

 

Слегка заостренную и согнутую подковкой дугу михрабной арки, опирающуюся на две великолепные колонны из красного мрамора, обрамляет широкий кокошник, украшенный цепочками таких же квадратных изразцов-ромбов с отливающей золотом росписью люстром (дорогой керамический краситель, содержащий соли различных цветных металлов, изобретенный на территории в районе Ирака и Ирана).

 

Кейруанские изразцы, украшающие михраб и стены вокруг него, сформированы из тонко отмученной высококачественной желтовато-белой керамической массы. Предположительно, они происходят из ремесленного центра в Месопотамии. Также на это указывает техника росписи и характер узоров, встречающихся на керамических изделиях 9 века, найденных в дворцах и домах Самарры (которая была резиденцией Аббасидов в то время).

 

Оформители Кайруанской мечети полностью отказались от традиционного применения смальтовой мозаики, – наследия византийского искусства, и заменили его изобретением собственных декоративных приемов, черпая вдохновение в достижениях мастеров Арабского халифата. Красочный эффект радужных переливов и бликов люстра по декоративности не уступал мерцанию мозаики, привлекая своей новизной и необычностью.

 

Второй знаменитой достопримечательностью мечети Сиди Укба является деревянный минбар, самый древний из дошедших до нашего времени. Он сделан из ценного для пустынных арабских земель тикового дерева, подарка эмира Ахмаду из Багдада. Боковые стенки кафедры-лесенки набраны из панелей, заполненных виртуозно выточенными, вырезанными и гравированными растительными и геометрическими орнаментами. По рисунку и трактовке узоров они совпадают с орнаментальными композициями мраморных облицовок михрабной ниши, тем самым объединяя неразлучные в соборной мечети михраб и минбар в единый стилистический ансамбль. Декор кейруанского минбара как бы подводит итог двухвековому развитию исламского орнамента, отчетливо демонстрирующего воплощенную в разнообразных видах растительного и геометрического узора религиозную идею гармонии и совершенства мира, сотворенного Всевышним.

 

Орнаментальные композиции панелей и филенок минбара также ни разу не повторяются, хотя мотивы и приемы их аранжировки близко напоминают композиции оконных решеток Большой мечети Омейядов в Дамаске и встречаются в других сиро-палестинских и месопотамских памятниках VIII-IX веков.

 

Ансамбль михраба и минбара в 1022-1023 годы дополнила деревянная резная максура, занимающая сейчас место справа от кафедры. Возможно это самый ранний сохранившийся образец передвижной ограды, предназначенной защитить имама от нападения во время богослужения. Набранная чередованием горизонтальных и вертикальных филенок с мелким ажурным сквозным узором, непроницаемым снаружи, но позволяющем видеть сквозь него изнутри, кайруанская максура являет уникальный и старейший пример средневековой решетки – машрабии. В традиционных арабских домах решетками такого рода закрывали окна и балконы или использовали их в качестве внутренних перегородок и ширм.

 

Михраб освещается неярким светом, льющимся через ажурные решетки восьми небольших окон в барабане прекрасного ребристого купола на тромпах, возведенного в 862 году на пересечении среднего нефа и трансепта, проходящего вдоль стены киблы. По контрасту с гладкими стенами и плоскими перекрытиями «гофрированная» чаша купола, составленная из 24 стянутых к зениту пухлых словно дольки дыни, ребер, и несущая ее конструкция арок, ниш, тромпов в форме раковин, заполняющих углы в зонах перехода от четырехгранника к восьмиграннику и полусфере, производят впечатление скульптурной работы. Создание купола приписывается эмиру Ибрахиму II.

 

В середине XI века Кайруан был разрушен нашествием кочевых арабских племен. В конце XIII века во время правления династии Хафсидов двор мечети был обстроен двухрядными галереями на стройных аркадах. Вытянутые по фасаду арки поставили на столбы, украшанные впереди парами колонн. Портик молитвенного зала в центре, над входом в средний неф, был перекрыт ребристым куполом. Вход с восточной стороны зала получил красивый купольный портал Баб Лалла Реджана. Надпись на этом портале сообщает дату реконструкции – 1294 год.

 

Глухие кирпичные стены мечети Сиди Укба укреплены разновеликими выступами, сменившими когда-то равномерно расставленные одинаковые контрфорсы. Из-за наклона местности высота стен различна: на низком южном участке – 10 метров, на повышенном северном – 8 метров. Площадь мечети образует трапециевидный четырехугольник, удачно вписываясь в рельеф местности. Неправильные пропорции только подчеркивают протяженность и естественную простоту здания. Продольные стороны почти одинаковы и их длина составляет 120 метров, стена киблы – 74 метра, а противоположная – 70 метров.

 

Выразительная неправильность массивных стен скрывает тщательно продуманную соразмерность низковатого молитвенного зала, сверху, с минарета, похожего на глубокий навес. Все его пространство ритмично заполняют невысокие колонны. Эти колонны, сделанные из разнообразно окрашенного мрамора, порфира и гранита, увенчанные прекрасными беломраморными капителями, были взяты из руин античного Карфагена — Картаджаны и других городов римской Африки. Меняющийся в процессе движения по залу цвет колонн вносит дыхание жизни в мерный, монотонный ритм повторяющих друг друга аркад.

 

Благодаря увеличивающим высоту колонн импостам, легко взмывающиеся арки едва намеченной подковообразной формы зрительно приподнимают плоский балочный потолок, усиливая впечатление будто бы неограниченной протяженности погруженного в полумрак зала. Естественный дневной свет проникает в него через открытую аркаду двора; искусственное освещение дают характерные для мечетей Магриба бронзовые люстры с одним или несколькими ярусами колец, несущих на себе многочисленные лампады. Во время ремонта в 1935 году обнаружили, что первоначально потолки зала были набраны из деревянных стволов и обшиты кипарисовыми планками, покрытыми росписью.

 

Шестнадцать аркад делят зал на семнадцать нефов, ведущих к стене с михрабом. Трансепт и средний неф, превышающий по высоте и ширине другие проходы, образуют в плане букву «Т» – приём, встречающийся в перестроенной в IX веке Большой мечети Кордобы. Точно нельзя сказать, где раньше возникла идея подобной планировки. Данная черта является одной из характерных черт соборных мечетей Арабского Запада. Титус Буркхард считал, что такой план отвечает требованиям мусульманского богослужения. Он писал о мечети Сиди Укба: «Если смотреть сверху, собрание верующих имеет форму птицы с простертыми крыльями; голова птицы – имам, который ведет молитву; первые ряды за ним, развернутые особенно широко, поскольку престижно молиться непосредственно за имамом, составляют как бы оперение крыльев, контуры которых постепенно вытягиваются в направлении хвоста, образованного последними прибывающими, группирующими вдоль оси михраба».

 

Под «осью михраба» ученый подразумевал незримую линию священной ориентации молящихся мусульман – ось ислама, в мечети она обычно совпадает с центральной планировочной осью здания, на которой стоит единственный или главный михраб. В интерьере кайруанской мечети ось ислама подчеркнута более яркой полосой света, проникающей с залитого солнцем двора через более высокую входную арку и через окна в барабанах двух куполов в начале и конце среднего нефа. Снаружи вехами священной оси служат эти же купала с их приподнятыми ребристыми шапками и стоящий посреди северной стены двора минарет.

 

Величественный трёхъярусный минарет высотой 31,5 метра сохранил образ древнего крепостного сооружения. Он соединяет в себе черты бастиона, сигнальной башни и маяка – предшественников минаретов в Северной Африке. Его мощные стены толщиной более трех метров внизу сложены из крупных блоков тёсаного камня, затем из небольших каменных плит, а вверху – из кирпича. Первый и самый высокий ярус с гладкими, слегка суживающимися кверху стенами, завершенными зубчатым парапетом, увенчан ступенчатой пирамидой из двух павильонов. Фасады павильонов оформлены тройными арками – мотивом, воспринятым из римского наследия и популярным в мавританском искусстве. Лестница из 129 ступеней позволяет подняться к верхнему, увенчанному ребристым куполом павильону с аркой в центре каждой из четырех стен, выводящей на замкнутую зубчатым парапетом террасу.

mahalla1.ru


Смотрите также